Подготовка
ребенка к детскому саду
Какое счастье смотреть,
играть и резвиться с маленьким человечком
похожим как две капли воды на своего
папу или маму. Но рано или поздно любой
родитель сталкивается с тем, что не
может все свое время уделять ребенку,
да и сам малыш подрастает и ему необходимо
общение со сверстниками. Вот в этот
момент родители и принимают решение о
том, что пора малышу собираться в детский
сад. Ведь всем известно,
что
находясь вместе дети развиваются лучше
и быстрее. Многому они учатся друг у
друга, во время игры или просто наблюдая
за другими.
Большинство малышей приходят в
детский сад в возрасте 2 -3 лет. И хотя
почти все родители считают, что к школе
ребенка обязательно надо подготовить,
о подготовке детей к детскому саду мало
кто задумывается. И это ошибочно. Как
часто можно услышать от заботливых мам,
что ребенок не хочет ходить в детский
сад, что каждое утро собирается с
истерикой, и в детском саду расставание
с мамой приносит одни слезы. И слышишь
в ответ: «Ничего страшного. Все плачут,
пройдет». Конечно, пройдет, но не надо
забывать, что все дети разные и если у
одного пройдет адаптация к детскому
саду не заметно, то у другого может
развиться стресс, который приведет к
какому-нибудь заболеванию. Разве вам
это нужно?
Итак,
что же нужно знать родителям, чьи дети
собираются идти в детский сад? Прежде
всего, немного о детской психологии.
Известно, что один из детских кризисов
приходится на возраст трех лет. Он так
и называется – кризис трех лет или
кризис самосознания. В чем его суть?
Примерно в два года ребенок начинает
узнавать себя в зеркале. Это простейшая,
первичная форма самосознания. Следующий
этап в развитии самосознания начинается,
когда ребенок называет себя, сначала
по имени, обычно в третьем лице, например:
Саша хочет гулять, Оля хочет кушать и
т.д., а потом появляется местоимение
«я», обычно ближе к трем годам. Очень
важно наряду с сознанием «я» сознание
«я сам». «Я сам» обычно возникает у детей
непосредственно к трем годам и связано
с появлением личных действий, ребенок
что-то может делать без помощи взрослого.
Далее появляется и первичная самооценка
– осознание не только своего «я», но и
того, что «я хороший», «я очень хороший»,
«я хороший и больше никакой». Первичная
самооценка основывается на потребности
ребенка в эмоциональной безопасности,
принятии и поэтому оказывается максимально
завышенной.
Сознание
«я», «я хороший», «я сам» и появление
личных действий ведет ребенка на новый
уровень развития. Вот он, знакомьтесь,
Кризис трех лет. Один из наиболее трудных
моментов в жизни ребенка, когда происходит
разрушение, пересмотр старой системы
социальных отношений, кризис выделения
своего «Я».
Именно в этот, очень важный для
ребенка период, мы, взрослые, отправляем
его в детский сад. Первый социальный
институт для ребенка, где он учится
строить отношения с другими людьми и
со своими сверстниками без нашей помощи.
И еще хотим, чтобы он этому радовался.
Конечно, он будет этому радоваться, но
для этого и нам нужно приложить усилия
и терпение. В связи с этим можно сказать,
что возраст трех лет не самое лучшее
время для первого знакомства с детским
садом. Более спокойно это знакомство
может произойти, ближе к четырем годам,
когда у детей появляется потребность
в общении со сверстниками.
Однако
не все родители могут позволить себе
такую роскошь как возможность сидеть
с ребенком до четырех лет. И если решение
отвести ребенка в детский сад уже
принято, то постарайтесь подготовить
его к этому событию, чтобы оно прошло
менее болезненно для ребенка и вас.
Обратите внимание на следующие моменты:
1. Прежде всего – это выбор
детского сада. Если вам уже понравился
какой-то садик, договорившись заранее
с заведующей, совершите вместе с ребенком
подробную экскурсию по садику, стараясь
привлечь внимание ребенка к тому, что
для него интересно: новым игрушкам или
новым интересным занятиям. Объясните
ребенку, что хождение в детский сад —
дело большой важности, не забудьте
упомянуть, что очень гордитесь им, ведь
он становится совсем большим, в общем,
вдохновляйте его, как можете. Будет не
лишним объяснить ребенку как нужно
вести себя в детском саду. Это можно
сделать в игровой форме, а можно просто
почитать с ним книжки на эту тему,
например книгу «Правила поведения для
воспитанных детей. Как вести себя в
детском саду»
2. Обратите внимание на режим дня
ребенка. Садовский режим дня очень редко
совпадает с домашним режимом. Поэтому
старайтесь поднимать своего малыша
пораньше, постепенно приучая его вставать
в 7 утра. Если ваш ребенок уже не спит
днем, приучите его просто лежать в
постели. Научите его каким-нибудь играм,
например, очень полезны пальчиковые
игры. Постарайтесь приучить ребенка
ходить в туалет по - большому в одно и
то же время. По-маленькому малыша нужно
научить ходить в туалет не тогда, когда
уже "очень хочется", а заранее и
объяснить, чтобы он не стеснялся подойти
к воспитателю.
3. У вас возникают проблемы с
едой? Малыш плохо кушает, медленно, у
него может быть пищевая аллергия все
эти вопросы необходимо обсудить с
воспитателем. Проблемы с едой очень
часто бывают причиной, из-за которой
дети не хотят идти в детский сад.
4. Если ваши обстоятельства
позволяют, в первые дни не нужно оставлять
ребенка в детском саду надолго. Для
начала можно оставить его на час-два.
Потом несколько увеличить это время.
Обед и сон — дома, а после сна — еще на
часик в сад. Воспитатели, разумеется,
пойдут вам в этом навстречу. И так,
постепенно увеличивая «нагрузку», в
течение 2—-3 недель. Как правило, такая
тактика дает хорошие результаты, и
период адаптации к детскому саду проходит
более или менее спокойно.
Понаблюдайте за ним, легко
ли ему играет с другими детьми. Не боится
ли подойти к группе играющих малышей?
Если ему трудно это сделать, помогите:
научите его правильно здороваться с
детьми, предлагать детям свои игрушки,
попросить разрешения играть с ними,
правильно реагировать на отказ, находя
компромиссный вариант.
И следует всегда помнить, что
создание психологического комфорта
ребенка, это, прежде всего задача
родителей. И именно вы можете сделать
своего ребенка счастливым, сглаживая
все неприятности и огорчения. Для этого
и нужно совсем немного, уделяйте хотя
бы час для ребенка, поговорите о том,
что произошло с ним в течение дня, при
этом, прежде всего, слушая его, а не себя.
И запомните вашей крошке просто необходимы
ваше терпение и внимание.
Материал добавлен Батаниной Н.И |